В помощь родителям

Что такое психолого-медико-педагогическая комиссия

Психолого-медико-педагогическая комиссия (далее - ПМПК), позволяет своевременно выявить образовательные потребности детей, определить программу обучения и воспитания для ребенка или форму организации коррекционно-педагогической помощи в оптимальных условиях, необходимых для достижения ребенком с особенностями психо-физического развития максимально возможного уровня развития, образованности, интеграции в общество.

Комиссия  является формой взаимодействия специалистов системы образования и системы здравоохранения для проведения психолого-медико-педагогического обследования лиц с особенностями психофизического развития (далее - с ОПФР) в возрасте от 0 до 18 лет; создается приказом начальника отдела образования, спорта и туризма Островецкого районного исполнительного комитета и главного врача учреждения здравоохранения «Островецкая центральная районная больница» (далее - ЦРБ).

Психолого-медико-педагогическая комиссия решает следующие основные задачи:

  • психолого-медико-педагогическое обследование детей, нуждающихся в специальном образовании;
  • определения соответствия (или не соответствия) актуального уровня развития познавательной сферы и поведения   условно-нормативному развитию;
  • выявление вторичных по своей природе отклонений, которые могут быть причиной трудностей в обучении;
  • оценка уровня освоения содержания образовательных программ и сформированности основных социальных навыков;
  • определение путей компенсации имеющегося нарушения, потенциальных возможностей и перспектив для интеграции ребенка в общество.

В своей деятельности комиссия руководствуется принципами:

  • гуманного отношения к ребенку;
  • объективности;
  • качественного анализа (с учетом деятельности ребенка);
  • доступности методики обследования;
  • учета использования ребенком помощи специалиста;
  • конфиденциальности.

Комиссия выполняет следующие функции:

  • учет и направление детей и подростков с нарушениями развития в учреждения здравоохранения и социальной защиты;
  • рассмотрение диагностически   сложных  и  конфликтных  случаев по заявлениям родителей и заявкам учреждений;
  • консультирование родителей и педагогов по вопросам психического состояния и возможностей обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии;
  • разрешение конфликтных ситуаций между родителями и образовательными учреждениями по вопросам использования эффективных и доступных форм психолого-педагогического взаимодействия с ребенком, определения    необходимых условий для  оптимального развития ребенка с нарушениями развития;
  • разработка при необходимости индивидуальных планов коррекционно-педагогической помощи детям, обучающимся в интегрированных классах, с целью обеспечения индивидуального подхода в их обучении и воспитании;
  • контроль качества проведения назначенных коррекционно-реабилитационных мероприятий детям с ОПФР.

В состав психолого-медико-педагогической комиссии входят директор Островецкого районного ЦКРОиР (председатель ПМПК), заместитель директора Островецкого районного  ЦКРОиР, педагог-психолог, врач-психиатр ЦРБ, учителя-дефектологи ЦКРОиР, при необходимости могут привлекаться медицинские специалисты узкого профиля (отоларинголог, офтальмолог, невролог). 

Психолого-медико-педагогическое обследование детей с особенностями психофизического развития осуществляется в соответствии с графиком проведения ПМПК и по  предварительной письменной заявке учреждений образования.

Обследование ребенка с ОПФР может проводиться по инициативе:

  • законного представителя;
  • учреждения образования;
  • учреждения здравоохранения.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ!!!

Обследование детей проводится только в присутствии законного представителя ребенка.

Присутствие законных  представителей ребёнка на обследовании обязательно, так как родители, в случае необходимости,    дают  согласие на изменение образовательной программы для ребёнка.

Отсутствие на обследовании законных представителей, допускается только при повторном обследовании детей  ПКПП (в исключительных случаях). В этой ситуации у них должно быть взято письменное согласие на обследование учащегося (воспитанника).

На заключении ЦКРОиР родителями (законными представителями) в письменной форме оформляется согласие (несогласие) с рекомендациями об обучении и воспитании.

В случае несогласия с заключением Островецкого районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в котором первично обследовался ребенок, его повторное обследование может быть проведено в областном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации или другом районном ЦКРОиР  по заявлению и выбору законных представителей.

Требования к документам,  предоставляемым на ПМПК

Пакет документов для прохождения детьми обследования членами ПМПК предоставляется учреждением образования не позднее 3 дней до дня проведения комиссии.

В пакет документов входят: медицинская выписка из истории развития ребенка, выданная педиатром; справка от психиатра о том, что ребенок не состоит (состоит) на учете; характеристика ребенка, подготовленная учреждением образования, отражающая все основные аспекты в развитии ребенка. Дети, которые не имеют полного пакета документов, к ПМПК не допускаются.

 

По результатам обследования на ПМПК в учреждение образования предоставляется заключение коррекционного центра с рекомендацией.

На заключении ЦКРОиР родителями (законными представителями) в письменной форме оформляется согласие (несогласие) с рекомендациями об обучении и воспитании.

Также по результатам обследования в учреждение образования ЦКРОиР предоставляет списки детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, списки детей, исправивших психофизическое нарушение, списки детей изменивших психофизическое нарушение. На основании этих списков руководитель зачисляет или отчисляет детей из ПКПП,  организовывает обучение по  программам специального образования.

В случае отказа законных представителей от обследования ребенка членами ПМПК, учитель-дефектолог обязан разъяснить возможные последствия такого отказа. Отказ законных представителей должен быть письменно зафиксирован и является основанием для отказа в коррекционно-педагогической помощи как при получении специального образования, так и для  получения помощи в ПКПП.

 

свернуть

Работа пункта коррекционно – педагогической помощи

С целью выявления необходимости получения коррекционно-педагогической помощи и дальнейшего зачисления в ПКПП для занятий с учителем-дефектологом, проводится фронтальное обследование детей средних, старших групп.

В ПКПП в первую очередь принимаются дети с ОНР ( 3 ур. р .р.), с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, с дислалией.

Зачисление в ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:

- заключения ЦКРОиР (центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации) с рекомендациями по организации коррекционно-педагогической помощи;

- заявления законного представителя обучающегося.

Коррекционно-педагогическая помощь обучающихся в ПКПП оказывается учителем-дефектологом на занятиях с учетом возраста обучающегося.

В ПКПП могут проводиться групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия.

Занятия проводятся в игровой и занимательной форме.

Основные направления работы:

- исправление звукопроизношения;

- совершенствование грамматического и лексического строя речи;

- развитие связной речи;

- развитие фонематических процессов;

- развитие подвижности органов артикуляции, общей и мелкой моторики;

- формирование эффективных способов усвоения учебных умений и навыков.

Занятия проводятся в период с 16 сентября по 31 мая.

Периодичность посещения занятий обучающимися 2-4 раза в неделю.

Периодичность и продолжительность каникул в ПКПП соответствует периодичности и продолжительности каникул в учреждении образования.

Каких детей берут в ПКПП? 

На логопедический пункт зачисляются дети с 4-5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для специальных (речевых) групп) речевыми нарушениями. На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь  зачисляются дети 5-6 лет, которым через год поступать в школу.  То есть ребята из старшей группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи учителя-дефектолога, ставятся на очередь. Чаще всего принимаются дети с такими заключениями:  - нарушение произношения отдельных звуков (артикуляторно-фонетическая дислалия); - нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия (фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), акустико-фонематическая дислалия);  - грубые нарушения звукопроизношения, обусловленные неразвитым мышечным тонусом (стёртая форма дизартрии, артикуляторно-фонематическая дислалия); - заикание (лёгкая степень); - Общее недоразвитие речи 3 уровня (ОНР 3 уровня); - НВОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи) у детей со стертой формой дизартрии, или  НВОНР не осложненное.

Как часто проводятся коррекционные занятия и в какой форме?

Фронтальные (с группой детей) — 1-2 раз в неделю,  индивидуально-подгрупповые занятия — 1-2 раза в неделю.  Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия.  Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста ребенка и его психофизических особенностей.  В основном индивидуальные занятия  на логопункте длятся от 10 до 20 минут.  Цель групповых занятий – развитие фонетико-фонематического восприятия и обучение элементам грамоты; формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи. Цель индивидуальных логопедических занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

свернуть

Чем отличается специальная группа для детей с тяжёлыми нарушениями речи от пункта коррекционно-педагогической помощи

ПКПП – пункт коррекционно-педагогической помощи (логопункт), основной целью работы которого является оказание коррекционно-педагогической помощи детям, имеющим трудности в освоении программы дошкольного образования.  Отличия ПКПП от речевой группы.

1) Учитель-дефектолог в ПКПП встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в специальной (речевой группе).  

2) В отличие от специальных групп, задача коррекции речи в ПКПП является дополнительной. В расписании нет времени, специально отведенного для занятий с учителем-дефектологом, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению дошкольной образовательной программы. 

3) Нет тесной взаимосвязи с воспитателями групп. Педагоги работают по своим планам и не имеют возможности осуществлять постоянный контроль за правильным произношением звуков. 

4) В специальной группе  состав детей не меняется в течение года, на логопеда приходится до 12 детей. На ПКПП дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у логопеда занимаются 22-26 детей.

5) В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое нарушение, что определяет программу занятий. В ПКПП одновременно занимаются дети с различными речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР, заикание, дизартрия и комбинированные дефекты).

6) Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в ПКПП являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения. Логопед на логопункте вынужден подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты; в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети специальной (речевой) группы детского сада.

Поэтому, дети со сложными речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР), посещавшие ранее специальну (речевую) группу, зачастую, лучше подготовлены к школе, чем дети с такими же диагнозами, но посещавшие ПКПП при ГУО.

 

свернуть

Нормы речевого развития

Речи маленьких детей в период её формирования всегда свойственны недостатки звукопроизношения. Прежде всего, это связано с несовершенством движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность фонематического слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать звуки речи.

Все возрастные дефекты звукопроизношения, как правило, исчезают у детей к 4,5 – 5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Очень важно, чтобы окружающая ребёнка речевая среда была полноценной, т. е. родители говорили правильно, внятно.

1,5-2 годам ребёнок может говорить примерно 50-70 слов, в основном это - существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения; имена; наречия "здесь" и "сейчас"; прилагательные "большой" и "маленький", реже - глаголы, личные местоимения.

На 2 году жизни дети довольно чётко начинают произносить такие гласные звуки, как [а], [у], [о], [и]; звуки [э], [ы] могут заменять созвучием [йэ]. Некоторые согласные малыши заменяют более простыми, доступными, искажают звуки или вовсе их не произносят. Их речь изобилует мягкими согласными [т'], [д'], [с'], [з']. В этом возрасте возможно упрощенное произношение слов, например, укорачивание или называние слога, чаще всего ударного или первого: "ко" или "моко" вместо молоко. К двум годам в речи крохи должны появиться простые предложения, просьбы: "Мама, дай мяч. Мишка, сиди тут. Хочу пить сок!".

 К 3 годам ребёнок задает много вопросов, сам охотно отвечает на вопросы, с удовольствием заучивает маленькие стишки и песенки, потешки и считалки.

 - употребляет в речи глаголы, обозначающие действия (мыть, стирать, вытирать, гладить, лечить)

- прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет;

- наречия  (близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло и т.д.);

- умеет связно рассказывать об увиденном, нарисованном на картине (2-4 предложения);

- умеет отвечать на вопросы взрослого.

 К 4 годам малыш правильно произносит свистящие звуки: [с], [сь], [з], [зь], использует в речи сложноподчиненные предложения: "Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные", рассказывает о том, что видел на прогулке, что ему прочитали.

-  составляет связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений.

-  понимает содержание картинок и рассказывать, что на них нарисовано.

-  правильно называет существительные в единственном и множественном числе.

-  правильно употребляет предлоги: под, на, перед, в, над и т.д.

-  пересказывает небольшие литературные тексты, правильно отвечает на вопросы по содержанию текста.

  К 5 годам:

-  почти не допускает в речи грамматических ошибок.

-  может связно рассказать о том, что изображено на картинке или серии картинок.

- высказывания становятся достаточно пространными, улавливается определенная логика изложения. Нередко в рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.

 К 6 годам:

-  может произносить все звуки родного языка

-  владеет грамматическим строем языка (употребляет различные грамматические формы: новые части речи, сложные синтаксические конструкции)

 -  составляет рассказы описания, по  картине, из личного опыта и т.д.                            

Возраст ребёнка  1 - 2 года 2 - 3 года  3 - 4 года  4 - 5 лет  5 - 5 ,5 лет
Звуки

А О Э

П М Б

И Ы У

Ф В

Т Д Н

К Г Х Й

С З

Ц

Ш Ж

Ч Щ

Л

Р

Чтобы у ребёнка сформировалась речь, необходимо развивать все пять органов чувств, которые есть у человека. Накапливая впечатления и ощущения, как зрительные, так и слуховые, различая запахи, ощупывая разные предметы, узнавая при этом, тёплые они или холодные, лёгкие или тяжёлые, мягкие или твёрдые, пробуя на вкус сладкое и кислое яблоко. Ребёнок познаёт окружающий его мир.

Говорите с малышом, называя словами всё то, новое, что он видит вокруг себя. Говорить нужно спокойно, неторопливо, короткими простыми фразами, доступными его пониманию.

Для того чтобы ребёнок заговорил, сначала ему надо накопить пассивный словарь, то есть научиться понимать достаточное количество слов будущей речи. А значит, взрослым надо всё оречевлять, т. е называть. Не проходите мимо красивого, показывайте его ребёнку, рассматривайте вместе с ним.

Дома по возможности привлекайте детей к бытовым делам. Хвалите их за выполненную работу. Говорите как можно больше слов, характеризующих качества предметов, например: «Какая чистая посуда!»; «Как ты аккуратно сложил одежду». Таким образом, будет расширяться словарь ребёнка. В этом помогут и детские книги с яркими иллюстрациями. Читайте детям, рассказывайте сказки.

В свободную минуту играйте с пальчиками ребёнка, массируйте их, например когда вы едете с малышом в автобусе. Развитие тонких движений пальцев рук способствует развитию речевой области мозга. И ещё: как можно больше пойте детям, пойте вместе с ними. Пение способствует развитию речевого дыхания, и в дальнейшем у ребёнка будет меньше проблем, связанных со звукопроизношением.

свернуть

Логопедический словарь для родителей

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (системные тяжелые нарушения речи).

Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Это самый распространенный диагноз у детей, посещающих занятия учителя-дефектолога. Выделяют три уровня: первый уровень самый «тяжелый», третий уровень самый «легкий».

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношении фонем.

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, помогающий осуществлять операции различения и узнавания фонем (букв), составляющих звуковую оболочку слова. 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – дисфункция центральной нервной системы проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

Трудности в обучении (ТО) – это пограничная форма между нормальным интеллектуальным развитием ребенка и его качественно сниженным развитием, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

Логопедический словарь для родителей

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (системные тяжелые нарушения речи).

Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Это самый распространенный диагноз у детей, посещающих занятия учителя-дефектолога. Выделяют три уровня: первый уровень самый «тяжелый», третий уровень самый «легкий».

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношении фонем.

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, помогающий осуществлять операции различения и узнавания фонем (букв), составляющих звуковую оболочку слова. 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – дисфункция центральной нервной системы проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

Трудности в обучении (ТО) – это пограничная форма между нормальным интеллектуальным развитием ребенка и его качественно сниженным развитием, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

свернуть