Посещение бассейна

Оздоровительный эффект плавания

Купание, плавание, игры и развлечения на воде - один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому, чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма.

 

Прежде всего, мышечная система ребенка дошкольного возраста развита слабо, ее масса составляет 22-24% массы тела. По строению, составу и функциям мышцы детей отличаются от мышц взрослого. У ребенка мышцы сокращаются медленнее, они более эластичны, этими особенностями объясняется тот факт, что дети быстро утомляются. Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно развитых хорошо к 3-5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей занятия плаванием особенно благоприятны.

Плавание относится к числу наиболее эффективных средств оздоровления. Оно показано без ограничения практически всем здоровым людям любого возраста. Древнеиндийские философы выделили основные преимущества плавания, которые дают человеку: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту. Плавание является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека, начиная с первых месяцев жизни и до старости. Так, известный американский специалист в области оздоровительных технологий, называет плавание вторым (после бега на лыжах) по эффективности видом аэробной нагрузки, который вовлекает в работу все основные мышцы организма человека.

 

Плавание как средство закаливания детского организма

О пользе плавания известно с давних времен. Воду считали источником здоровья, бодрости, молодости и красоты. Плавание как вид спорта эффективно способствует улучшению состояния здоровья детей. Оно благотворно влияет на основные показатели физического развития человека:

- рост, вес;

- является прекрасным средством профилактики и исправления нарушений осанки, сколиозов, плоскостопия;

- укрепления сердечно - сосудистой и нервной систем;

- развития дыхательного аппарата и мышечной системы;

- содействует росту и укреплению костной ткани.

 

Как работает организм во время плавания?

Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия.

 

Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.

 

Чем плавание хорошо для организма?

Занятия плаванием способствуют укреплению тонуса и повышению силы дыхательных мышц, благотворно влияют на кровообращение и усиливают вентиляцию легких. При плавании дыхание согласовано с движениями конечностей. Один цикл движений выполняется, как правило, не больше, чем за один вдох и выдох. Большая затрата энергии способствует большей потребности в кислороде. Поэтому пловец стремится использовать каждый вдох с максимальной полнотой. Давление воды на грудную клетку способствует более полному выдоху и одновременно способствует развитию мышц, расширяющих грудную клетку. Все это приводит к увеличению жизненной емкости легких и повышению функциональных возможностей дыхательной системы.

 

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие человека, но и на формирование его личности. Не всем общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, опасаясь глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде - не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.

Купание, плавание, игры и развлечения на воде - один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому, чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма.

Прежде всего, мышечная система ребенка дошкольного возраста развита слабо, ее масса составляет 22-24% массы тела. По строению, составу и функциям мышцы детей отличаются от мышц взрослого. У ребенка мышцы сокращаются медленнее, они более эластичны, этими особенностями объясняется тот факт, что дети быстро утомляются. Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно развитых хорошо к 3-5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей занятия плаванием особенно благоприятны.

свернуть

Основные правила посещения бассейна

Занятия в бассейне оказывают укрепляющее действие на растущий детский организм, способствуют росту костной ткани, усиливается работа легких. Детское плавание – своеобразный массаж для всего тела. И, конечно, самое  главное – это радость  ребенка от общения с водой: занятия в бассейне всегда сопровождаются  детским смехом, брызгами, положительными эмоциями. 

Занятия плаванием начинаются со второй младшей группы (3-4 года) с начала учебного года.

Температура воды в бассейне достигает +30-31 градус, по мере обучения температура может понижаться – до +29-30 градусов. Температура воздуха в помещении  бассейна составляет  +31-32 градуса.

Занятия в бассейне проводятся по подгруппам. Число детей не  превышает 10-12 человек. Группа подбирается по возрасту и физической подготовленности. Воспитанники, которые по каким-либо причинам не занимаются плаванием, играют в группе с воспитателем или идут на прогулку.

 Занятия состоят из трех частей:

Подготовительная часть проводится на суше и представляет собой физкультминутку. Основная часть проводится в воде, где дети выполняют различные упражнения, играют в водные игры, заключительная часть, как правило, самая любимая детьми – свободное плавание.

Занятия проводятся в игровой форме, используется различный водный инвентарь: надувные круги, игрушки, плавательные доски, мячи и т. д. 

Продолжительность занятия в бассейне четко регламентируется санитарными правилами и зависит от возраста ребенка:

  • во второй младшей группе – 15 - 20 минут;
  • в средней группе – 20 - 25 минут;
  • в старшей группе – 25 - 30 минут.

Перед началом "плавательного сезона" с детьми проводятся беседы, в которых знакомят с правилами посещения бассейна, рассказывают о пользе и значении занятий по плаванию.

Основные правила посещения бассейна:

  • перед заходом воду необходимо принять душ с мылом;
  • плавать в плавках или купальнике, с шапочкой;
  • внимательно слушать задание и выполнять его;
  • входить в воду только по разрешению тренера;
  • спускаться по лестнице спиной к воде;
  • не кричать;
  • не звать ложно на помощь;
  • не опускать под воду друг друга;
  • не бегать в помещении бассейна;
  • проситься выйти из бассейна по необходимости;
  • выходить из бассейна по команде тренера.

Если ребенок неважно себя чувствует, то ему настоятельно не рекомендуется посещать занятия в бассейне.

Что нужно для посещения занятий в бассейне:

  • медицинская справка (разрешение педиатра на посещение бассейна); 
  • длинный махровый халат с капюшоном;
  • плавки для мальчиков и слитный купальник для девочек;
  • резиновая обувь;
  •  махровое полотенце, которое хорошо впитывает влагу;
  • мочалка;
  • резиновая шапочка;
  • очки для плавания по желанию.

Все купальные принадлежности приносят в день занятий дети с собой. После занятия мокрые вещи кладут в отдельный пакет, и относят обратно домой – чтобы постирать и просушить перед следующим занятием.

 

свернуть