В помощь родителям

Личные границы ребенка

К чему приводит размытие границ между детьми и родителями, другими людьми? Зачем соблюдать границы личности ребенка, и что именно нужно для этого делать?

Давайте разбираться. Что такое личные границы?

Личные границы – это ограничения, в которых человек чувствует себя в порядке и безопасности. Также личными границами можно считать определенный свод правил – условно, что он запрещает или разрешает другим.

Понятие психологических границ очень широкое. Оно распространяется и на межличностные отношения, и на социальное взаимодействие, и на самооценку, но при этом достаточно гибкое. То есть границы могут меняться в зависимости от обстоятельств и людей, с которыми мы коммуницируем.

Иногда границы бывают слишком жесткими, что мешает самому человеку и неоднозначно расценивается окружающими. А иногда — слишком открытыми, смазанными. Тогда человек легко поддается внешнему влиянию, да и сам не соблюдает никаких рамок в общении с людьми. 

Один из аспектов воспитания и гармоничного развития — появление у ребенка здоровых психологических границ. Он должен осознать собственные пределы личности и проявлять уважение к чужим.

Достичь этого можно лишь при условии комплексного подхода:

  • познакомить ребенка с его личными границами;
  • научить их защищать;
  • донести необходимость соблюдений границ чужих людей;
  • выстроить здоровые границы между ребенком и родителями.

 

Согласно опросам детей 4-6 лет, абсолютное большинство из них даже не представляет, что такое психологические границы и личное пространство. А ведь дошкольный возраст – оптимальное время для знакомства с этими понятиями. 

Нарушение личностных границ создает лишь негативный опыт и запускает целый ряд нежелательных последствий:

- конфликтные ситуации;

- социальная изоляция;

- низкая самооценка и др.

 Ребенок должен понимать, что жизнь людей подчинена неким правилам, которые регламентируют дозволенное и недозволенное.

К чему приводит нарушение личностных границ? Уважение к психологическим границам ребенка –одно из условий адекватного подхода к воспитанию. Но далеко не все родители осознают необходимость в этом. В силу собственных убеждений или негативного опыта, полученного в детстве, они просто не знают, что такое здоровые границы личности. А может и знают, но не умеют их правильно выстраивать.

Что будет, если ребенок не осознает своих границ:

  • Низкая самооценка. Закрытость, угрюмость, излишняя застенчивость, неспособность принимать комплименты, трудности в общении с людьми — далеко не полный перечень печальных последствий низкой самооценки. 
  • Зависимость от родителей. Ребенок привык, что с его мнением никто не считается. Соответственно, он не умеет настаивать на своем. Растет инфантильным и апатичным, не может сам принимать решения и брать на себя ответственность. 
  • Неспособность сказать «нет». Неумение защитить свой выбор, отстоять мнение, покинуть зону дискомфорта. Такие дети легко поддаются влиянию, особенно если оно замаскировано хорошим отношением. В случае вынужденного отказа сильно переживают, испытывают стресс и ощущают вину перед тем, кому отказали.

Но есть ещё кое-что. Непонимание собственных психологических границ приведет к тому, что ребенок не будет считаться с границами личности и персональным пространством других людей. Как родителей и близких, так и случайных знакомых, незнакомцев.

Что будет, если ребенок не осознает границ других людей:

  • Завышенная самооценка. Если родители позволяют ребенку нарушать свои границы — командовать, требовать, манипулировать — то он будет ощущать свою власть над ними. В итоге из маленького командира вырастет нарциссическая личность, которая не воспринимает критику и не считается с эмоциями/желаниями/правами других людей.
  • Грубая настойчивость. Непонимание ребенком рамок дозволенного приведет к тому, что любое свое желание он будет стремиться удовлетворить во что бы то ни стало. Неспособность услышать слово «нет» — одно из худших качеств.
  • Отрицание правил. Трудно заставить ребенка соблюдать правила, если он не понимает, зачем им подчиняться. В итоге пострадают практически все сферы его жизнедеятельности: учеба, отдых, общение с друзьями и развитие. Неконтролируемое поведение приведет к полной социальной изоляции и агрессии.

Соблюдение личных границ ребенка: правила для родителей. Вы не сможете заставить ребенка соблюдать границы других людей, не делая того же по отношению к нему самому. Это тот случай, когда личный опыт и полезный пример – лучшие помощники.

Что для этого нужно сделать:

  1. Договаривайтесь и соблюдайте договоренности. Не давите родительским авторитетом там, где можно просто попросить. Одолжение, оказанное вам, надо по возможности оплатить равноценной услугой. А обещания должны быть выполнены.
  2. Демонстрируйте уважение личных границ между взрослыми членами семьи. К примеру, берегите чужой сон и не отрицайте право на отдых. Не высмеивайте увлечения, взгляды и внешний вид друг друга. При принятии решений интересуйтесь мнением близких.
  3. Не размывайте границы между собой и ребенком. Не считайте его продолжением себя – это отдельный человек, который совсем скоро станет самостоятельным.
  4. Не заставляйте проявлять уважение или нежные чувства к тем, к кому ребенок их не испытывает. К примеру, обнимать двоюродного дедушку, которого малыш видел 2 раза в жизни. Это, по сути, чуждой для него человек. И совсем не обязательно кидаться ему на шею при встрече.
  5. Учите ребенка защищать свои границы. Расскажите, что далеко не все люди (даже взрослые) осознают нерушимость личного пространства окружающих, и могут сознательно или случайно вторгаться в него. Неважно, кто оказался на «запретной территории» — друг, учитель, посторонний человек или родная бабушка. Если ребенку от этого некомфортно, он должен пресечь нежелательные слова или действия.
  6. Воспитывайте в детях толерантность, то есть уважение к людям с другим цветом кожи, другой религией и т. д. Прививайте терпимость к инакомыслию
  7. Расскажите о персональной зоне. Это пространство, которое можно условно разделить на четыре области: публичную (3-5 м), социальную (1-2 м) и личную (0,5 м или расстояние вытянутой руки). В рамках личной дистанции могут находиться только близкие люди.
  8. Учите говорить «нет». Важно не просто отвечать отказом на просьбы, но и не выходить из равновесия в таких ситуациях. Позволяйте ребенку отказывать вам и принимайте его отказ без осуждения. Уважайте принятые им решения, если это не противоречит правилам безопасности и нормам морали.

Есть только три ситуации, когда выбор не за ребенком:

  • гигиена (мыться обязательно, даже если не хочешь);
  • безопасность (ответственны родители);
  • здоровье (все с согласия родителей, и не лечиться нельзя, даже если не хочется).
свернуть

Шпаргалка для родителей «Как развивать у ребенка познавательные процессы через игру в домашних условиях»

Развитие познавательных процессов является  неотъемлемой частью  подготовки к школе. Имея багаж развития таких процессов как память, внимание, мышление, восприятие, графомоторная активность, ребенку будет легче пройти процесс адаптации к школьному обучению и избежать дезадаптации на начальном этапе школьной жизни. Поможет в этом игра. Вот некоторые из них.

Игры на развитие внимания

Упражнение «Найди пару»

         Для игры понадобится несколько пар предметов отличающихся цветом, формой и т.д. Можно взять разные пары носочков, можно вырезать из бумаги полоски разной длины, взять пуговички. Смешав выбранные предметы, выложить их перед ребенком и дать задание: разобрать предметы по парам.

         Для трехлетних детей достаточно будет 3-5 пар разных предметов. Чем старше ребенок, тем большее количество пар можно ему предложить.

Упражнение «Топ-хлоп»

         Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и др. Малыш должен внимательно слушать, а когда встретится слово, обозначающее, например, животное, хлопнуть в ладоши. Если ребенок ошибается, начинаете заново. Потом он должен топнуть ногой, когда прозвучало слово, обозначающее, например, какое-либо растение. Затем объединить оба задания, т.е. хлопает, когда называется животное и топает, когда называется растение. Это упражнение расширяет кругозор и познавательную активность ребенка.

"Запрещенное слово".

Выбираем запрещенное слово, это может быть какой-либо цвет (желтый) или качество (маленький). Бросаем ребенку мяч, одновременно задавая вопросы. (Море синее, а солнце? Какого цвета роза? А ромашка? Слон большой, а мышка?) Ребенок должен давать точный ответ, не забывая вместо запрещенных слов говорить "абракадабра".

"Секретное письмо"

Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру, букву или даже слово. Пусть ребенок попытается угадать, что написали вы "прозрачными красками на прозрачной бумаге". Следующее секретное послание писать ребенку.

 «Наблюдатель»

Сядьте с ребенком перед окном. Отыщите какой-нибудь неподвижный предмет и предложите ребенку угадать, что такое ("прозрачное, похожее на маленький домик") вы видите. Можно играть и так: "Быстро назови 5 круглых (красных, твердых и гладких) предметов в этой комнате".

 «Архитектор»

Вы - архитектор, ребенок - строитель. У обоих одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор показывает с помощью своих кубиков, какое сооружение надо построить (лесенку, арку, домик), строитель повторяет задание.

«Волшебное слово»

Сначала следует договориться, какие же слова считать «волшебными». «Волшебными» можно считать слова на букву «М» или на любую другую букву (тогда игра будет одновременно развивать фонематический слух ребенка), а можно - обозначающие птиц, домашних животных и т.п. Вы рассказывает историю или произносите подряд любые слова. При произнесении «волшебных слов» ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу (поднять руку вверх или встать).

Игры на развитие памяти

«Повтори слова»

         Взрослый произносит несколько слов и просит ребенка повторить их. Постепенно увеличивается количество слов: с 5 до 8. Упражнение способствует развитию слуховой памяти.

«Повтори фигуры»

         Взрослый «вырисовывает» движением руки в воздухе фигуру. Ребенок должен повторить фигуру.

         Упражнение помогает развитию моторной памяти.

                                   «Что изменилось в расположении фигур»

Дети рассматривают на наборном полотне расположение геометрических фигур разного цвета, запоминают увиденное и закрывают глаза. Педагог меняет фигуры местами. Детям нужно восстановить порядок расположения фигур.

Игры на развитие мышления

«Четвертый лишний»

Дети рассматривают картинки. Из четырех предметов нужно выбрать лишний. Ребята должны их сравнить, найти сходство и различие, обобщить совокупность предметов по одному из признаков:

1) сани, телега, повозка, лошадь;

2) гусь, корова, щенок, кошка;

3) стул, ковер, кровать, стол;

4) морковь, свекла, огурец, лук;

5) куртка, майка, плащ, пальто.

 «Что бы это могло быть»

Цель: развитие творческого воображения.

Взрослый рисует на доске прямоугольник или трапецию и предлагает ребенку придумать как можно больше вариантов рисунков с этой фигурой (что или кто это может быть).

«Незаконченное предложение».

Взрослый проговаривает начало предложения, а ребенок завершает.

1. Если человек добрый, то он ... .

2. Если человек злой, то он ... .

3. Люди строят дома, чтобы ... .

4. Дети ходят в детский сад, чтобы ... .

5. Милиционер остановил машину, потому что ... .

6. Мальчик смеется, потому что ... .

7. Если помогать маме и папе, то ... .

8. В дом пришли гости, друзья, потому что ... .

9.Дети могут ссориться, потому что ... .

10. Если долго смотреть телевизор, то ... .

Взрослый стимулирует попытки ребенка высказывать любые мысли, разные версии продолжения предложений.

«Не ошибись»

Проводится игра с мячом. Взрослый бросает ребенку мяч, произнося слово «яблоко». Ребенок, возвращая мяч, должен произнести обобщающее слово «фрукт». (Используются слова «заяц», «лев», «стул», «кошка», «самолет», «лук», «кепка», «волк», «поезд», «диван» и т.п.).

Упражнения для развития графомоторной активности                               

«Закончи фигуру»

         Ребенку предлагается лист с целиком нарисованной фигурой и другими аналогичными фигурами с пропущенными элементами. Требуется, наблюдая образец, закончить фигуру, добавляя в нее, пропущенные элементы. 

свернуть

Консультация "Переутомление у детей дошкольного возраста"

Переутомление - одна из причин плохого поведения ребенка. Поэтому воспитателям и родителям следует обращать на это особое внимание.

Сегодня мне бы хотелось акцентировать ваше внимание на наиболее часто задаваемом вопросе родителей детей: "Почему ребенок начинает плохо себя вести?"

Вариантов ответа несколько. Это и возрастные кризисы, и перенесенная или начинающаяся болезнь, и резкая смена стиля воспитания, сильный стресс. Но чаще причина изменения поведения ребенка проста - это усталость, переутомление …

А что же это такое утомление?

Утомление - это физиологическое состояние, которое может наступить в результате чрезмерно длительной или однообразной деятельности, превышающей работоспособность нервной системы ребенка.

Об отсутствии утомления и переутомления у ребенка говорит глубокий сон, хороший аппетит, бодрое, жизнерадостное настроение, активное поведение. Либо сохранение черт, присущих ребенку в спокойном, бодром состоянии (особенности засыпания, аппетита, поведения, присущие именно данному ребёнку).

Портрет психологически здорового ребенка:

веселый,

активный,

самостоятельный и доброжелательный,

помогающий и любознательный,

инициативный и уверенный в себе,

открытый и сопереживающий.

Если ребенок часто утомляется, ослабевает его иммунитет, изменяются психические реакции и, как следствие, у него пассивное настроение и подавленный вид. Во избежание переутомления необходимо соблюдать режим, но не тот, который описан в книгах, а режим, подходящий именно для Вашего ребенка. Чтобы выработать такой "личностно-ориентированный" режим, нужно уметь прислушиваться к своему ребенку, вовремя замечать признаки усталости, голода, грусти и т. д. Внимательным родителям сделать это несложно.

Признаки утомления, усталости могут у всех проявляться по-разному, но вот некоторые из них:

- подавленное настроение;

- медлительность в движениях, вялость, безучастность, печаль в глазах, порой зевота;

- трудности с засыпанием;

- некое беспокойство или же капризы в поведении, иногда беспричинный плач;

- нарушения в координации движений, особенно рук;

- возникающие несвойственные ребенку агрессивные действия: разбрасывает или отбирает игрушки, кричит, падает на пол и т. д.;

- может возникнуть чрезмерная активность, несвойственная ребенку: бесцельно бегает, прыгает, толкается.

Повторюсь, что у каждого ребенка есть и свои, индивидуальные признаки переутомления, усталости. Ребенок может сесть в уголок, смотреть "в себя"; появляются круги под глазами; некоторые дети начинают слишком эмоционально целоваться и обниматься с близкими людьми.

Среди причин переутомления наиболее частые: чрезмерная нагрузка на нервную систему, стабильное посещение дошкольного учреждения, где ребёнку предоставляются обязательные требования, постоянное нахождение ребёнка, где множество людей, пропущенный дневной сон, недостаточное пребывание на свежем воздухе, шум, очередь в поликлинике, плохое освещение и т. д.

Сначала ребенок устает, потом утомляется (проявляются вышеперечисленные признаки, а затем следует переутомление – это уже болезненное состояние, требующее психолого-педагогической или порой медицинской помощи, могущее привести к проблемам развития (страхи, нервность, болезненность, тревожность, стойкое нарушение аппетита и т. д.). Поэтому необходимо уделять особое внимание этому процессу.

Конечно, каждый родитель, по-своему стремится, чтобы ребенок вырос веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим, — то есть прежде всего психологически здоровым. Если вы действительно этого хотите, тогда…

Рекомендации для родителей

Чтобы избежать утомления, переутомления, придерживайтесь следующих правил:

• Естественно необходимо следить за состоянием своего ребёнка, реагировать на его жалобы;

• Удовлетворяйте потребность ребенка в движении, в общении, познании нового (посещайте детские центры, театр, цирк, ходите в гости, гуляйте, но при этом учитывайте индивидуальные особенности ребёнка, чтобы всё было в норму);

• Соблюдайте режим;

• Сон помогает восстановить силы, поэтому желательно сохранять дневной сон в выходные дни;

• Обеспечьте побольше витаминов для своего ребёнка;

• Чаще гуляйте, особенно в хорошую погоду. Свежий воздух всегда положительно влияет на живой организм;

• Чаще проветривайте комнаты, где ребенок спит, играет;

• Предлагайте новые игрушки, игры. Играйте вместе!

• Чередуйте спокойные и активные занятия;

• Дозируйте просмотр телевизора, видео, компьютерные игры. От этих занятий будет польза, если ребенок не занят ими постоянно, а чередует их с подвижными играми;

• Необходимо обеспечить малышу своевременный отдых;

• А ещё очень важным является - совместный отдых в летнее время. Ребёнок, так же, как и взрослый тоже утомляется и устаёт. И от детского коллектива, и от требований, которые предоставляются в дошкольном учреждении. Поэтому ребёнку необходимо обеспечить на некоторое время смену деятельности. Стремитесь к большему разнообразию, в это время. Будьте хорошим примером для него!

свернуть

Консультация "Поощрение и наказание ребенка в семье"

Взрослые используют несколько способов контроля поведения ребенка:

  • Негативные способы: наказания, запреты, окрики, приказы, замечания;
  • Позитивные способы: просьба, похвала, поощрение, модификация поведения.

 

Какой же из этих способов эффективней?

Без применения запретов и замечаний воспитывать ребенка практически невозможно. Смысл замечания заключается в том, чтобы вовремя пресечь недопустимое поведение и предложить ребенку более конструктивные способы выхода из сложившейся ситуации. Но для того, чтобы запреты, требования и замечания взрослых подействовали на ребенка, они должны быть им услышаны и приняты к действию. Как правильно выдвигать свои требования и запреты?

 

Психологи предлагают следовать следующим правилам:

Требования и запреты

1.Требований и запретов не должно быть слишком много. Наличие большого количества ограничений и запретов ведёт к развитию у ребенка безволия и нерешительности.

2.Требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Например, вы не должны ограничивать потребность ребенка в движении или его исследовательские интересы только потому, что боимся, что он что-нибудь разобьет. Лучше создать для него безопасные условия. Например, исследовать лужи можно только в резиновых сапогах. Даже бросать камни в цель можно, если позаботиться при этом, чтобы никто не пострадал.

3.Не давайте смутных, неясных и уклончивых указаний. Все требования, обращенные к ребенку должны быть конкретными. Это позволит ему лучше понять, чего от него хотят. Пример: смутное требование – «веди себя прилично», конкретное – «пожалуйста говори тише». Уклончивое требование – «иди сядь», конкретное – «сядь рядом со мной».

  1. Давайте короткие и четкие указания.Ребенку проще следовать коротким, нежели огромным требованиям, которые могут казаться невыполнимыми. Пример: короткое требование – «положи книжки на полку», сложное – «уберись в комнате».

5.Давайте позитивные указания. Говорите ребенку, что ему делать, а не что ему не делать. Дети негативно относятся к требованиям, начинающихся со слов «прекрати», «не». Пример: негативное требование – «прекрати качаться на стуле», позитивное - «слезь со стула и подойди ко мне».

6.Проявляйте уважение, не унижайте ребенка. Произносите требования нейтральным тоном. Не умоляйте и не кричите. Требования и запреты, данные в сердитой или властной форме, воспринимаются вдвойне тяжелее.

7.Давайте ребенку только те указания, которые он сможет выполнить. Нечестно будет наказывать за непослушание, если ребенок не в состоянии выполнить ваши требование.

8.Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы родителями между собой.

 

Наказания:

 

Наказания помогают добиться желаемого и дисциплинируют ребенка, но не следует ими злоупотреблять. Поскольку любое наказание вызывает у ребенка негативные эмоциональные переживания и гнев. Подавляемый гнев может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. В этом случае, ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-нибудь, либо назло.

К чему это может привести?

  • к ухудшению взаимоотношений между родителями и ребенком;
  • постоянное ожидание наказания может подавить проявление инициативы у ребенка; он будет бояться самостоятельно принимать решения и браться за новое дело, так как у него будет преобладать мотивация «избегания неудач», а не «достижения успеха».

Поэтому наказывать ребенка можно лишь в крайних случаях, используя при этом конструктивные формы наказания:

 

1.Используйте «Естественное наказание».

Оно представляет собой отказ от помощи ребенку в ситуации непослушания. Пример: когда ребенок, сидя за столом, балуется со стаканом сока, и, в конце концов, его проливает, не спешите бросаться на помощь. Предложите ему взять тряпку и самому вытереть сок, а затем переодеться. Таким образом, он на личном примере усвоит, почему именно с чашками, тарелками и их содержимым нужно обращаться аккуратно. Постепенно ребенок сам научится устанавливать причинно-следственные связи между своими поступками и их результатами.

2.Наказание должно быть справедливым.

В этом случае самооценка ребенка не пострадает, а наказание принесет реальную пользу. Пример: если он разлил воду на полу, потому что хотел полить цветы, но не удержал в руках тяжелую бутылку – это не повод для наказания, а для покупки маленькой лейки. А вот если ребенок сознательно совершает какое-то действие, которое ему запрещено, то это можно рассматривать как повод для наказания.

3.Соблюдайте последовательность.

Наказание принесет пользу и не причинит вреда в том случае, когда оно закономерно, а не случайно. Поэтому важно, чтобы запреты и наказания оговаривались заранее, а не тогда, когда проступок уже совершен. Ребенок должен знать, как и за что он может быть наказан. Он будет чувствовать себя увереннее, зная, что ему можно, а что – нельзя. А вот наказывать ребенка за то, что он нарушил ему неизвестное правило, бессмысленно и несправедливо. Необходимо объяснить ему, что он поступил неправильно.

4.Наказание должно применяться сразу после совершения проступка, а не спустя какое-то время после него.

Ребенок должен увидеть и оценить результаты своего проступка сразу же, иначе сложившаяся ситуация потеряет смысл и никаких полезных выводов он не сделает.

5.Подход к наказанию должен быть разумным.

Наказание должно содержать в себе какие-то возможности для обучения, овладения позитивными навыками. Желательно, чтобы оно было логически связано с проступком. Пример: нет смысла в качестве наказания оставлять ребенка без прогулки, если вместо нее он будет разбрасывать игрушки.

6.Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Пример: если у вас гиперактивный ребенок, то дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков и нотаций не приведут к улучшению поведения, а, наоборот, ухудшат его. С такими детьми нужно общаться мягко и спокойно.

 

Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:

  • Когда он болеет;
  • Перед сном и сразу после сна;
  • Во время еды (ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы, это может привести к развитию психоматических заболеваний)
  • Непосредственно после душевной или физичской травмы;
  • Когда ребенок старается что-то сделать, но у него не получается;
  • Когда сам взрослый находится в плохом настроении.
  • Ни в коем случае нельзя применять физические наказания, поскольку они отрицательно сказываются на личности ребенка, способствуя возникновению нежелательных черт характера.

 

Похвала и поощреня:

 

В процессе воспитания ребенка необходимо использовать похвалу и поощрение. Психологами доказано, что положительное подкрепление гораздо эффективнее отрицательного, так как оно сразу формирует необходимое поведение, а похвала помогает ребенку приобрести уверенность в себе. В качестве положительного подкрепления для ребенка может выступать: внимание и ласка со стороны взрослого, похвала, положительные эмоции, которые малыш получает.

 

Как правильно хвалить ребенка?

 

1.Не следует хвалить ребенка за то, что ему дается легко (за то, что дано ему природой).

2.Вредно захваливать ребенка без всякой необходимости и неискренне. Это обесценивает похвалу. Повторение похвалы без необходимости действует как наркотик: ребенок привыкает к ней и ждет ее. Это может привести к развитию эгоизма и чувства превосходства над другими.

3.Похвала и поощрение должны производиться вовремя. Они не должны как запаздывать, так и даваться слишком быстро. Похвала, данная вовремя, приведет к концентрации усилий, а запоздалое подкрепление не будет иметь должного эффекта.

  1. Важно хвалить конкретный поступок ребенка, а не его личность в целом. Иначе можно сформировать у него завышенную самооценку и эгоизм. Если в дальнейшей жизни ребенок столкнется с тем, что окружающие не столь высоко ценят его, как он сам о себе мнит, то это может привести к неврозу.

5.Нельзя ставить одного ребенка в пример другому. Ругая одного и хваля другого, вы тем самым навязываете его пример первому, противопоставляете их друг другу. Противопоставление детей друг другу, может вызвать у них негативизм, нездоровое соперничество, отказ от тех видов деятельности, которые не гарантируют успеха.

 

Будьте мудрыми и терпеливыми в воспитании своих детей, проявляйте к ним свою любовь и заботу, чаще хвалите их.

Желаю вам успеха!

 

свернуть

Зачем детям сказки?

Ребенок — это особый, очень хрупкий мир. Как понять этот мир? Как научиться взаимодействовать? Как облегчить его жизненный путь? Эти и многие другие вопросы возникают практически каждый день. В ежедневной череде решений, родители, кирпичик за кирпичиком, строят фундамент будущей личности, формируя, в первую очередь, понятия «что такое хорошо» и «что такое плохо». И для этой цели, по мнению психологов, подойдет чтение.

Добрая традиция

Регулярное чтение может стать доброй семейной традицией. Всего 15 минут в день, потраченные на досуг такого характера, имеют массу преимуществ:

  1. Чтение позволит вашему ребенку стать смелее, внимательнее, отзывчивее, добрее. А совместное обсуждение прочитанного, позволит развить воображение и словарный запас.
  2. С помощью сказок ребенок формирует для себя общие представления о реальности, получает первоначальные знания о жизни в коллективе, в обществе.
  3. Ребенок бессознательно отождествляет себя с героем, потому прочтение сказок с явным воспитательным моментом – это неназойливое влияние на его формирование.
  4. Правильные сказки задают определенную систему ценностей, помогают разобраться в понятиях «добро» и «зло».
  5. Сопереживая герою, малыш расширяет спектр своих эмоций.
  6. Увеличивая темп речи при следующем прочтении знакомого текста, вы развиваете возможность восприятия информации на слух в разных вариациях.
  7. Задавая вопросы о дальнейшем развитии событий, тренируете память. Так же полезным будет обсуждение иллюстраций.
  8. Чем больше ребенок читает, тем проще усваивает орфографию и пунктуацию в дальнейшем.

С помощью сказочных произведений можно решить некоторые психологические проблемы:

- тот факт, что ребенок отдает предпочтение одной и той же книге, означает, что его что-то беспокоит.  И разговор о герое, совместное размышление о нем может помочь внимательному родителю разобраться в природе страха (прочтение одной и той же истории с уже знакомым для ребенка концом формирует в его сознании уверенность в завтрашнем дне);

- если у ребенка проблемы со сном отдайте предпочтение спокойным сказкам с хорошим концом, тем, которые настраивают на позитивный лад.

 

Но как же сориентироваться в большом литературном многообразии? Главный критерий, на который стоит опираться при выборе книги - соответствие возрасту.

Что читать и когда начинать читать?

 Специалисты советуют начинать читать уже тогда, когда вы поняли «всю серьезность своего положения». Сам процесс успокаивает и маму, и малыша, но для этого периода подойдут стихотворения и добрые неэмоциональные сказки. Те самые, которые мы с таким удовольствием сами слушали в детстве. Для начала подойдут старые добрые народные сказки.

Раннее детство

В этот период стоит помнить о том, что сказка должна быть короткой и ориентированной на звукоподражание («гав — гав», «мур»). Не забывайте, что читать стоит спокойно, неторопливо. Ребенок, еще пока не понимает, что ему говорят, зато точно улавливает интонации. Малышу до первого года жизни лучше покупать книги с плотными страницами, потому как в этом возрасте им свойственно «грызть», рвать издания. Что касается иллюстраций, то будет лучше, если в ней будут присутствовать изображения реальных вещей или животных без четко прорисованных черт лица и одежды. Нарисованный персонаж должен быть максимально реален.

По мере взросления вашего малыша стоит подбирать сказки длиннее, с более сложным сюжетом, большим количеством героев.

Когда исполнилось 4 года

Именно в этот момент сюжеты сказок, которым вы отдаете предпочтение, должны измениться. Пора вводить в мир ребенка эмоциональные оттенки. Яркие события, столкновения добра и зла — это те элементы, которые должны появиться в читаемых вами сказках. Вашему малышу будет интереснее сейчас слушать истории, в которых главным героем будет такой же малыш, как и он, а иллюстрации будут яркими, похожими на мультяшные.

От 4-х до 6-ти лет

Конкретность мышления, которая еще сохраняется к этому возрасту, диктует правило: наличие, пусть и простого, но все-таки, сюжета. Желательные герои – животные и люди. Это то время, когда в вашу библиотеку не мешало бы включить литературные сказки. И постепенно стоит приучать ребенка к регулярному чтению, деля произведение на несколько частей.

Заинтересовать же младшего школьника чтением достаточно сложно. Здесь может помочь во многом собственный пример. Так как ребенок копирует вас во всем, чем чаще он видит вас с книгой, тем больше вероятность, что вскоре вы его застанете за таким же занятием.

Не стоит считать, что раннее обучение посредством сказки - процесс односторонний. Читая вместе с малышом, каждый раз окунаясь в мир волшебства, вы сами становитесь чуть добрее, ведь в каждом из нас где-то глубоко внутри живет ребенок, способный верить в чудеса.

свернуть

Готовность ребенка к школе

  Поступление в школу чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Новая социальная ситуация вводит ребёнка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительных действий. Таким образом,  эта ситуация ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него как стрессогенная. У ребёнка, поступившего в школу, повышается психическая направленность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребёнка. Ребёнку предстоит преодолеть эти испытания.

     Ребёнок должен, идя в школу, уметь не столько читать и писать, сколько он должен быть психологически готов к школьному обучению. Эта готовность предполагает несколько моментов:

  1. У ребёнка должна быть сформирована учебная мотивация – осознанное стремление к школе, интерес к учебной деятельности:
  • Эмоционально – благополучное отношение к школе, обучению и к себе лично;
  • Стремление познать новое, приобретать знания;
  • Желание учиться и занять положение школьника с его правами и обязанностями;
  • Осознания необходимости обучения, как обязательной ответственной деятельности.

     Основа для формирования учебной мотивации детей – любознательность, которая проявляется в детских вопросах. К ним необходимо правильно относиться:

  • Не игнорировать, не высмеивать их, так как, всё это блокирует детскую мысль, снижает стремление к познанию;
  • На вопросы отвечать не сразу, а предложить самим подумать; предложить ряд встречных, наводящих вопросов;
  • Самим раздавать детям вопросы не констатирующие (что? где?), а заставляющие думать, сравнивать, искать закономерности.
  • Для того, чтобы у детей был стимул к познанию, им необходимо показывать практическую значимость приобретённых знаний (усвоение счёта для сервировки стола, усвоение правил дорожного движения для собственной безопасности при переходе дороги и т. д. );
  • Семейное чтение художественной литературы;
  • Организовать книжный уголок для ребёнка;
  • Взрослым для решения проблемы обращаться к книге;
  • Игры в школу;
  • Показ фото из школьной жизни;
  • Рассказ о своих любимых учителях.

     При развивающих занятиях  с ребёнком необходимо соединить интересное и малопривлекательное, чтобы дети понимали, что обучение – это не только праздник, где всё интересно, легко, но и определённый труд, требующий усилий.

  1. У ребёнка должна быть сформирована волевая готовность к школьному обучению: Важно развитие у ребёнка моторики и координации движений, всего тела, и особенно рук, для обучению письму:
    • Умение сознательно управлять своим поведением, умственной деятельностью;
    • Умение планировать свою деятельность;
    • Доводить начатое дело до конца;
    • Самостоятельно выполнять задания взрослых;
    • Подчиняться правилам поведения;
    • Слышать и слушать взрослых и сверстников;
    • Ставить перед ребёнком такую цель, которую он не только понял бы, но и принял, сделав её своей;
    • Помогать и направлять в достижении цели, то есть, помогать отбирать средства для своей деятельности, действовать по плану и достигать намеченной цели;
    • Обучение самоконтролю, умению искать ошибки в своей работе, исправлять их.
  2.  
  • Через использование гимнастических комплексов для рук;
  • Через игры с пластилином, крупой, орехами;
  • Через раскрашивание;
  • Через вырезание и т. д.
  1. Общее физическое здоровье ребёнка, чтобы он мог выдержать нагрузку в течение урока и в течение учебного дня.
  2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе – предполагает наличие определённой системы знаний и следствие, закономерности в окружающем мире:
  • Определённый уровень развития внимания;
  • Памяти (смысловое запоминание);
  • Мышления (наглядно – схематического, наглядно – образного);
  1. Социально – психологическая готовность включает:
  • Желание и умение общаться с детьми, со взрослыми;
  • Действовать сообща; умение уступать, согласовывать свои действия с другими детьми.
  1. К концу дошкольного возраста у ребёнка формируется речевая сфера, к которой относятся:

а) звукопроизношение;

б) эмоциональная культура речи;

     Не выразительная речь может привести к грамматическим ошибкам, пропускам слов при письме, трудностям при чтении и запоминании стихов.

Необходимо учить детей:

  • Выражать свои мысли ясно и чётко;
  • Передавать ясно то, что увидел, услышал;
  • Учить выделять в рассказе главное;
  • Передавать рассказ по определённому плану;
  • Учить стихи.
свернуть

Как облегчить привыкание детей к дошкольному учреждению

Оптимальный возраст поступления ребенка в детский сад – 3 года;

Приучение происходит постепенно. Сначала ребенка оставляют на 2 часа. Постепенно время пребывания увеличивают. Этот период индивидуален и длится у разных детей от 2 недель до 6 месяцев;

Период привыкания длится достаточно долго, поэтому родителям не стоит планировать выездные мероприятия. В это время все внимание должно быть сосредоточено на ребенке;

 Ребенок должен слышать только положительные высказывания о детском саде и воспитателях. Негативное мнение взрослых и у ребенка сформирует отрицательное отношение к дошкольному учреждению;

 Режим дня детского сада следует соблюдать и в условиях дома;

Адаптационный период требует исключения мероприятий по отучению ребенка от вредных привычек. Например, решение проблемы с соской на некоторое время стоит отложить, потому что такое событие травмирует и без того перегруженную психику ребенка;

Следует окружить ребенка заботой и вниманием. Это касается всех членов семьи. Конфликты и разногласия необходимо минимизировать;

 Проявление терпимости к детским капризам, возникающим в этот период из-за перегрузки нервной системы ребенка;

В детский сад ребенок может брать с собой любимую игрушку. Такой прием позволит снизить дискомфортные ощущения от разлуки с мамой и привычной обстановкой;

Расставаться с ребенком по приходу в детский сад надо быстро. Если этот момент затягивается, то появляются капризы и слезы. Обеспокоенная мама – это вдвойне обеспокоенный ребенок;

Игровая форма похода в детский сад заинтересует ребенка, принесет положительные эмоции. Например, придуманная сказка или игра в догонялки по дороге в детский сад, станут хорошим стимулом посещения дошкольного учреждения;

Каждый день, забрав ребенка из детского сада, необходимо говорить с ним о прошедшем дне, задавать вопросы о том, чем он занимался, что ему понравилось. Акцентировать внимание необходимо на положительных моментах, негативные факты лучше опускать, чтобы не тревожить малыша;

Воспитатели должны быть осведомлены о личностных особенностях ребенка, а врачом и медсестрой изучена медицинская карта;

 В случае появления особых проблем, которые не удается разрешить самостоятельно, следует обратиться к психологу. Он подскажет, как облегчить адаптационный период и снять напряжение у ребенка.

 
свернуть

Ребёнок кусается - что делать?

Грудные дети, пробуя всё на зубок, часто кусаются. Таким образом они удовлетворяют своё природное любопытство или выражают восторг.

Иногда, ребёнок покусывает, чтобы ослабить боли в дёснах, когда у него режутся молочные зубы.

Одни кусаются меньше, другие больше, а некоторые, попробовав укусить свою маму однажды и увидев её искажённое от боли лицо, оставляют навсегда это

занятие, настолько сильным оказывается потрясение, которое переживают и они сами и их мамы, укушенные острыми молочными зубами.

Другие же, по разным причинам так и не поняв меру дозволенного, продолжают кусаться и в 2-3 года, а в отдельных случаях даже и в 4-5 лет!

Причем, потерпевшими могут оказаться и они сами. Это случается, как правило, с детьми, требующими особенного и повышенного внимания.

Часто дети кусаются, выражая тем самым своё острое разочарование, отстаивая свою игрушку или оберегая свою (по его разумению) территорию.

Обычно это происходит, когда дети находятся в состоянии чрезмерного перевозбуждения, усталости или дискомфорта. В этих условиях они более раздражительны, менее управляемы и, реагируя не адекватно,

не могут сдержать своих отрицательных эмоций.

Несколько конкретных рекомендаций психолога:

*Снять напряжённость поможет смена деятельности, переход к спокойным видам занятий или, наоборот, к спортивным занятиям на площадке.

*Взрослым необходимо понаблюдать, в каких именно случаях ребёнок пускает в вход своё оружие; по возможности предвидеть и предотвращать болезненные и конфликтные ситуации.

*Помочь ребёнку понять и усвоить, что такая агрессивная форма общения и выражения эмоций является недопустимой в нормальном (с точки зрения нашего с вами воспитания) обществе.

*Каждый раз, когда взрослый видит, что малыш приближается к другому ребёнку с определённой и ясно видимой целью укусить, как можно быстрее приложить ладонь к его рту, тем самым создав физическую преграду и предотвратив укус. При этом нужно сказать, решительно и строго, что ''кусаться нельзя!''. На 10-й или 20-й раз решительная реакция взрослого обязательно будет воспринята ребёнком, особенно, если все окружающие будут реагировать подобным же образом, а не заигрывать с ним, умиляясь его невинностью.

*Если укус не удалось предотвратить, взрослый должен в тот же момент обратиться к обеим сторонам,

по возможности успокоить их (можно дать выпить воды). Нужно строго обратиться к обидчику, приложив ладонь к его рту, и сказать, что ''ни при каких обстоятельствах не разрешается кусать людей''.

Нужно добавить, что ''если ты хочешь кусаться, то можешь укусить резиновую игрушку, кольцо или подушку'' и дать ему в руку один из указанных предметов.

*Продолжить разговор с ребёнком и сказать, что ''игрушке не больно, а Катеньке очень больно, она плачет.''

Спросите,почему укусил: ''Ты хотел играть именно красным мячом? Нужно было попросить у Кати, подождать, пока она закончит играть. Или обратился бы ко мне, я бы тебе помог.''

Таким образом, Вы поможете ребёнку понять как, не кусаясь, можно справиться с избытком чувств, повлиять на ситуацию и достичь при этом желаемого результата, опираясь на помощь взрослого.

*Разумеется, что не следует наказывать ребёнка. Ведь наказывая, Вы продемонстрируете ему отрицательные образцы поведения.

Как правило, одновременно с усвоением и развитием речи улучшаются способности ребёнка к самовыражению и вредная привычка кусаться проходит.

У детей старше 2-х лет причина кусания может быть связана со слабостью мышц и пониженной тактильной чувствительностью(чувствительностью кожного покрова) в области ротовой полости. Поэтому эти дети нуждаются в дополнительной и интенсивной стимуляции в области рта. Зачастую, такие дети долго сосут соску и, как правило, опаздывают в развитии речи.

Кстати, речевые проблемы сами по себе могут являться причиной повышенной нервозности и неадекватного поведения ребёнка.

Детям с пониженной тактильной чувствительностью в ротовой полости обязательно нужно вводить в ежедневный рацион питания твердые виды пищи (морковь, яблоко), т.е. пищу, которую необходимо прожёвывать.

Рекомендуется учить ребёнка пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шары, играть на губной гармошке или на дудочке и, насколько хватит у взрослых фантазии, выполнять упражнения для укрепления мышц ротовой полости.

свернуть

Пирамида семейного счастья

 Что лежит в основе семейного счастья?

Как сохранить семью дружной и крепкой?

Как поддержать в домашнем очаге огонь любви и участия?

Начните с внимательного отношения к детям, с новых приятных обязанностей родителей!

ОДИН РАЗ В МЕСЯЦ!

Давайте ребёнку задания, выполнив которые он имеет право на вознаграждение (мороженое, игрушка или что – то другое).

Планируйте совместные походы в цирк, зоопарк, парк и т.д.

Положите начало семейным традициям: воскресным визитам к бабушкам и дедушкам, «вкусным субботам» с приготовлением фирменного пирога по новому рецепту или другого блюда.

Фотографируйтесь всей семьёй и оформляйте семейный альбом, вписывая свои комментарии к каждой фотографии.

ДВА – ТРИ РАЗА В МЕСЯЦ

Учите ребёнка домоводству

Находите время для задушевных бесед со своим чадом

Поддерживайте ребёнка в его хобби

ОДИН РАЗ В НЕДЕЛЮ

У ребёнка должны быть свои обязанности по дому

Вместе читайте и обсуждайте прочитанное

Устраивайте вечера с совместными играми (например, лото, домино, пазлы и т.д.)

КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Не забывайте говорить ребёнку «Я тебя люблю»

Учите ребёнка доброте и щедрости

Воспитывайте в нём вежливости, и сами не забывайте вовремя сказать «Спасибо», или «Извини, я была не права»

Меньше смотрите телевизор, больше общайтесь.

Успехов Вам!

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям!

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 


Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 


Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 


Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 


Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 


Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 


Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 


Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 


Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 


Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 


И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 


Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» 

свернуть

Правило 3-х минут, которое очень важно запомнить!

 В первые три минуты после расставания с ребенком-важно показать ему, как сильно Вы скучали по нему за это время, что Вы его любите, поинтересоваться, что с ним произошло за это время. Ведь именно в первые минуты встречи ребенок выдает все, что его волнует БОЛЬШЕ всего. Вот небольшой алгоритм, как это сделать:

  • Обнимите ребенка и прижмите к себе;
  • Опуститесь на его уровень (глаза должны быть на одном уровне);
  • Спросите:

- как прошел день?

-что ему понравилось за день больше всего.

-узнайте что его огорчило.

-с кем он сегодня играл и во что?

  • Выслушайте и поддержите беседу.

И только после этого двигайтесь дальше.

3 минуты…это занимает всего 3 минуты, но является одним из факторов долюбленности ребенка.

свернуть