В помощь родителям
Зачем детям сказки?

Ребенок — это особый, очень хрупкий мир. Как понять этот мир? Как научиться взаимодействовать? Как облегчить его жизненный путь? Эти и многие другие вопросы возникают практически каждый день. В ежедневной череде решений, родители, кирпичик за кирпичиком, строят фундамент будущей личности, формируя, в первую очередь, понятия «что такое хорошо» и «что такое плохо». И для этой цели, по мнению психологов, подойдет чтение.
Добрая традиция
Регулярное чтение может стать доброй семейной традицией. Всего 15 минут в день, потраченные на досуг такого характера, имеют массу преимуществ:
- Чтение позволит вашему ребенку стать смелее, внимательнее, отзывчивее, добрее. А совместное обсуждение прочитанного, позволит развить воображение и словарный запас.
- С помощью сказок ребенок формирует для себя общие представления о реальности, получает первоначальные знания о жизни в коллективе, в обществе.
- Ребенок бессознательно отождествляет себя с героем, потому прочтение сказок с явным воспитательным моментом – это неназойливое влияние на его формирование.
- Правильные сказки задают определенную систему ценностей, помогают разобраться в понятиях «добро» и «зло».
- Сопереживая герою, малыш расширяет спектр своих эмоций.
- Увеличивая темп речи при следующем прочтении знакомого текста, вы развиваете возможность восприятия информации на слух в разных вариациях.
- Задавая вопросы о дальнейшем развитии событий, тренируете память. Так же полезным будет обсуждение иллюстраций.
- Чем больше ребенок читает, тем проще усваивает орфографию и пунктуацию в дальнейшем.
С помощью сказочных произведений можно решить некоторые психологические проблемы:
- тот факт, что ребенок отдает предпочтение одной и той же книге, означает, что его что-то беспокоит. И разговор о герое, совместное размышление о нем может помочь внимательному родителю разобраться в природе страха (прочтение одной и той же истории с уже знакомым для ребенка концом формирует в его сознании уверенность в завтрашнем дне);
- если у ребенка проблемы со сном отдайте предпочтение спокойным сказкам с хорошим концом, тем, которые настраивают на позитивный лад.
Но как же сориентироваться в большом литературном многообразии? Главный критерий, на который стоит опираться при выборе книги - соответствие возрасту.
Что читать и когда начинать читать?
Специалисты советуют начинать читать уже тогда, когда вы поняли «всю серьезность своего положения». Сам процесс успокаивает и маму, и малыша, но для этого периода подойдут стихотворения и добрые неэмоциональные сказки. Те самые, которые мы с таким удовольствием сами слушали в детстве. Для начала подойдут старые добрые народные сказки.
Раннее детство
В этот период стоит помнить о том, что сказка должна быть короткой и ориентированной на звукоподражание («гав — гав», «мур»). Не забывайте, что читать стоит спокойно, неторопливо. Ребенок, еще пока не понимает, что ему говорят, зато точно улавливает интонации. Малышу до первого года жизни лучше покупать книги с плотными страницами, потому как в этом возрасте им свойственно «грызть», рвать издания. Что касается иллюстраций, то будет лучше, если в ней будут присутствовать изображения реальных вещей или животных без четко прорисованных черт лица и одежды. Нарисованный персонаж должен быть максимально реален.
По мере взросления вашего малыша стоит подбирать сказки длиннее, с более сложным сюжетом, большим количеством героев.
Когда исполнилось 4 года
Именно в этот момент сюжеты сказок, которым вы отдаете предпочтение, должны измениться. Пора вводить в мир ребенка эмоциональные оттенки. Яркие события, столкновения добра и зла — это те элементы, которые должны появиться в читаемых вами сказках. Вашему малышу будет интереснее сейчас слушать истории, в которых главным героем будет такой же малыш, как и он, а иллюстрации будут яркими, похожими на мультяшные.
От 4-х до 6-ти лет
Конкретность мышления, которая еще сохраняется к этому возрасту, диктует правило: наличие, пусть и простого, но все-таки, сюжета. Желательные герои – животные и люди. Это то время, когда в вашу библиотеку не мешало бы включить литературные сказки. И постепенно стоит приучать ребенка к регулярному чтению, деля произведение на несколько частей.
Заинтересовать же младшего школьника чтением достаточно сложно. Здесь может помочь во многом собственный пример. Так как ребенок копирует вас во всем, чем чаще он видит вас с книгой, тем больше вероятность, что вскоре вы его застанете за таким же занятием.
Не стоит считать, что раннее обучение посредством сказки - процесс односторонний. Читая вместе с малышом, каждый раз окунаясь в мир волшебства, вы сами становитесь чуть добрее, ведь в каждом из нас где-то глубоко внутри живет ребенок, способный верить в чудеса.
Готовность ребенка к школе

Поступление в школу чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Новая социальная ситуация вводит ребёнка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительных действий. Таким образом, эта ситуация ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него как стрессогенная. У ребёнка, поступившего в школу, повышается психическая направленность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребёнка. Ребёнку предстоит преодолеть эти испытания.
Ребёнок должен, идя в школу, уметь не столько читать и писать, сколько он должен быть психологически готов к школьному обучению. Эта готовность предполагает несколько моментов:
- У ребёнка должна быть сформирована учебная мотивация – осознанное стремление к школе, интерес к учебной деятельности:
- Эмоционально – благополучное отношение к школе, обучению и к себе лично;
- Стремление познать новое, приобретать знания;
- Желание учиться и занять положение школьника с его правами и обязанностями;
- Осознания необходимости обучения, как обязательной ответственной деятельности.
Основа для формирования учебной мотивации детей – любознательность, которая проявляется в детских вопросах. К ним необходимо правильно относиться:
- Не игнорировать, не высмеивать их, так как, всё это блокирует детскую мысль, снижает стремление к познанию;
- На вопросы отвечать не сразу, а предложить самим подумать; предложить ряд встречных, наводящих вопросов;
- Самим раздавать детям вопросы не констатирующие (что? где?), а заставляющие думать, сравнивать, искать закономерности.
- Для того, чтобы у детей был стимул к познанию, им необходимо показывать практическую значимость приобретённых знаний (усвоение счёта для сервировки стола, усвоение правил дорожного движения для собственной безопасности при переходе дороги и т. д. );
- Семейное чтение художественной литературы;
- Организовать книжный уголок для ребёнка;
- Взрослым для решения проблемы обращаться к книге;
- Игры в школу;
- Показ фото из школьной жизни;
- Рассказ о своих любимых учителях.
При развивающих занятиях с ребёнком необходимо соединить интересное и малопривлекательное, чтобы дети понимали, что обучение – это не только праздник, где всё интересно, легко, но и определённый труд, требующий усилий.
- У ребёнка должна быть сформирована волевая готовность к школьному обучению: Важно развитие у ребёнка моторики и координации движений, всего тела, и особенно рук, для обучению письму:
- Умение сознательно управлять своим поведением, умственной деятельностью;
- Умение планировать свою деятельность;
- Доводить начатое дело до конца;
- Самостоятельно выполнять задания взрослых;
- Подчиняться правилам поведения;
- Слышать и слушать взрослых и сверстников;
- Ставить перед ребёнком такую цель, которую он не только понял бы, но и принял, сделав её своей;
- Помогать и направлять в достижении цели, то есть, помогать отбирать средства для своей деятельности, действовать по плану и достигать намеченной цели;
- Обучение самоконтролю, умению искать ошибки в своей работе, исправлять их.
- Через использование гимнастических комплексов для рук;
- Через игры с пластилином, крупой, орехами;
- Через раскрашивание;
- Через вырезание и т. д.
- Общее физическое здоровье ребёнка, чтобы он мог выдержать нагрузку в течение урока и в течение учебного дня.
- Интеллектуальная готовность ребенка к школе – предполагает наличие определённой системы знаний и следствие, закономерности в окружающем мире:
- Определённый уровень развития внимания;
- Памяти (смысловое запоминание);
- Мышления (наглядно – схематического, наглядно – образного);
- Социально – психологическая готовность включает:
- Желание и умение общаться с детьми, со взрослыми;
- Действовать сообща; умение уступать, согласовывать свои действия с другими детьми.
- К концу дошкольного возраста у ребёнка формируется речевая сфера, к которой относятся:
а) звукопроизношение;
б) эмоциональная культура речи;
Не выразительная речь может привести к грамматическим ошибкам, пропускам слов при письме, трудностям при чтении и запоминании стихов.
Необходимо учить детей:
- Выражать свои мысли ясно и чётко;
- Передавать ясно то, что увидел, услышал;
- Учить выделять в рассказе главное;
- Передавать рассказ по определённому плану;
- Учить стихи.
Как облегчить привыкание детей к дошкольному учреждению

Оптимальный возраст поступления ребенка в детский сад – 3 года;
Приучение происходит постепенно. Сначала ребенка оставляют на 2 часа. Постепенно время пребывания увеличивают. Этот период индивидуален и длится у разных детей от 2 недель до 6 месяцев;
Период привыкания длится достаточно долго, поэтому родителям не стоит планировать выездные мероприятия. В это время все внимание должно быть сосредоточено на ребенке;
Ребенок должен слышать только положительные высказывания о детском саде и воспитателях. Негативное мнение взрослых и у ребенка сформирует отрицательное отношение к дошкольному учреждению;
Режим дня детского сада следует соблюдать и в условиях дома;
Адаптационный период требует исключения мероприятий по отучению ребенка от вредных привычек. Например, решение проблемы с соской на некоторое время стоит отложить, потому что такое событие травмирует и без того перегруженную психику ребенка;
Следует окружить ребенка заботой и вниманием. Это касается всех членов семьи. Конфликты и разногласия необходимо минимизировать;
Проявление терпимости к детским капризам, возникающим в этот период из-за перегрузки нервной системы ребенка;
В детский сад ребенок может брать с собой любимую игрушку. Такой прием позволит снизить дискомфортные ощущения от разлуки с мамой и привычной обстановкой;
Расставаться с ребенком по приходу в детский сад надо быстро. Если этот момент затягивается, то появляются капризы и слезы. Обеспокоенная мама – это вдвойне обеспокоенный ребенок;
Игровая форма похода в детский сад заинтересует ребенка, принесет положительные эмоции. Например, придуманная сказка или игра в догонялки по дороге в детский сад, станут хорошим стимулом посещения дошкольного учреждения;
Каждый день, забрав ребенка из детского сада, необходимо говорить с ним о прошедшем дне, задавать вопросы о том, чем он занимался, что ему понравилось. Акцентировать внимание необходимо на положительных моментах, негативные факты лучше опускать, чтобы не тревожить малыша;
Воспитатели должны быть осведомлены о личностных особенностях ребенка, а врачом и медсестрой изучена медицинская карта;
В случае появления особых проблем, которые не удается разрешить самостоятельно, следует обратиться к психологу. Он подскажет, как облегчить адаптационный период и снять напряжение у ребенка.
Ребёнок кусается - что делать?

Грудные дети, пробуя всё на зубок, часто кусаются. Таким образом они удовлетворяют своё природное любопытство или выражают восторг.
Иногда, ребёнок покусывает, чтобы ослабить боли в дёснах, когда у него режутся молочные зубы.
Одни кусаются меньше, другие больше, а некоторые, попробовав укусить свою маму однажды и увидев её искажённое от боли лицо, оставляют навсегда это
занятие, настолько сильным оказывается потрясение, которое переживают и они сами и их мамы, укушенные острыми молочными зубами.
Другие же, по разным причинам так и не поняв меру дозволенного, продолжают кусаться и в 2-3 года, а в отдельных случаях даже и в 4-5 лет!
Причем, потерпевшими могут оказаться и они сами. Это случается, как правило, с детьми, требующими особенного и повышенного внимания.
Часто дети кусаются, выражая тем самым своё острое разочарование, отстаивая свою игрушку или оберегая свою (по его разумению) территорию.
Обычно это происходит, когда дети находятся в состоянии чрезмерного перевозбуждения, усталости или дискомфорта. В этих условиях они более раздражительны, менее управляемы и, реагируя не адекватно,
не могут сдержать своих отрицательных эмоций.
Несколько конкретных рекомендаций психолога:
*Снять напряжённость поможет смена деятельности, переход к спокойным видам занятий или, наоборот, к спортивным занятиям на площадке.
*Взрослым необходимо понаблюдать, в каких именно случаях ребёнок пускает в вход своё оружие; по возможности предвидеть и предотвращать болезненные и конфликтные ситуации.
*Помочь ребёнку понять и усвоить, что такая агрессивная форма общения и выражения эмоций является недопустимой в нормальном (с точки зрения нашего с вами воспитания) обществе.
*Каждый раз, когда взрослый видит, что малыш приближается к другому ребёнку с определённой и ясно видимой целью укусить, как можно быстрее приложить ладонь к его рту, тем самым создав физическую преграду и предотвратив укус. При этом нужно сказать, решительно и строго, что ''кусаться нельзя!''. На 10-й или 20-й раз решительная реакция взрослого обязательно будет воспринята ребёнком, особенно, если все окружающие будут реагировать подобным же образом, а не заигрывать с ним, умиляясь его невинностью.
*Если укус не удалось предотвратить, взрослый должен в тот же момент обратиться к обеим сторонам,
по возможности успокоить их (можно дать выпить воды). Нужно строго обратиться к обидчику, приложив ладонь к его рту, и сказать, что ''ни при каких обстоятельствах не разрешается кусать людей''.
Нужно добавить, что ''если ты хочешь кусаться, то можешь укусить резиновую игрушку, кольцо или подушку'' и дать ему в руку один из указанных предметов.
*Продолжить разговор с ребёнком и сказать, что ''игрушке не больно, а Катеньке очень больно, она плачет.''
Спросите,почему укусил: ''Ты хотел играть именно красным мячом? Нужно было попросить у Кати, подождать, пока она закончит играть. Или обратился бы ко мне, я бы тебе помог.''
Таким образом, Вы поможете ребёнку понять как, не кусаясь, можно справиться с избытком чувств, повлиять на ситуацию и достичь при этом желаемого результата, опираясь на помощь взрослого.
*Разумеется, что не следует наказывать ребёнка. Ведь наказывая, Вы продемонстрируете ему отрицательные образцы поведения.
Как правило, одновременно с усвоением и развитием речи улучшаются способности ребёнка к самовыражению и вредная привычка кусаться проходит.
У детей старше 2-х лет причина кусания может быть связана со слабостью мышц и пониженной тактильной чувствительностью(чувствительностью кожного покрова) в области ротовой полости. Поэтому эти дети нуждаются в дополнительной и интенсивной стимуляции в области рта. Зачастую, такие дети долго сосут соску и, как правило, опаздывают в развитии речи.
Кстати, речевые проблемы сами по себе могут являться причиной повышенной нервозности и неадекватного поведения ребёнка.
Детям с пониженной тактильной чувствительностью в ротовой полости обязательно нужно вводить в ежедневный рацион питания твердые виды пищи (морковь, яблоко), т.е. пищу, которую необходимо прожёвывать.
Рекомендуется учить ребёнка пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шары, играть на губной гармошке или на дудочке и, насколько хватит у взрослых фантазии, выполнять упражнения для укрепления мышц ротовой полости.
Пирамида семейного счастья

Что лежит в основе семейного счастья?
Как сохранить семью дружной и крепкой?
Как поддержать в домашнем очаге огонь любви и участия?
Начните с внимательного отношения к детям, с новых приятных обязанностей родителей!
ОДИН РАЗ В МЕСЯЦ!
Давайте ребёнку задания, выполнив которые он имеет право на вознаграждение (мороженое, игрушка или что – то другое).
Планируйте совместные походы в цирк, зоопарк, парк и т.д.
Положите начало семейным традициям: воскресным визитам к бабушкам и дедушкам, «вкусным субботам» с приготовлением фирменного пирога по новому рецепту или другого блюда.
Фотографируйтесь всей семьёй и оформляйте семейный альбом, вписывая свои комментарии к каждой фотографии.
ДВА – ТРИ РАЗА В МЕСЯЦ
Учите ребёнка домоводству
Находите время для задушевных бесед со своим чадом
Поддерживайте ребёнка в его хобби
ОДИН РАЗ В НЕДЕЛЮ
У ребёнка должны быть свои обязанности по дому
Вместе читайте и обсуждайте прочитанное
Устраивайте вечера с совместными играми (например, лото, домино, пазлы и т.д.)
КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Не забывайте говорить ребёнку «Я тебя люблю»
Учите ребёнка доброте и щедрости
Воспитывайте в нём вежливости, и сами не забывайте вовремя сказать «Спасибо», или «Извини, я была не права»
Меньше смотрите телевизор, больше общайтесь.
Успехов Вам!
10 заповедей для родителей

Уважение!
Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери.
Угрозы!
«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения.
Обещания!
Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое.
Опека!
Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам».
Повиновение!
Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека.
Потакание!
Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком.
Будьте последовательны!
В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует.
Требуйте соответственно возрасту ребенка!
Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них!
Прислушайтесь к своим словам!
Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?»
Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком!
Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы.
Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право!
И ещё пару правил…
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?
1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой.
2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет.
3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности.
4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность.
5. Не относитесь к его проблемам свысока.
6. Не унижайте!
7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете!
8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему.
10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами.
Родителям на заметку:
У активных родителей — активные дети.
Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм.
Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы.
Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска»
Правило 3-х минут, которое очень важно запомнить!

В первые три минуты после расставания с ребенком-важно показать ему, как сильно Вы скучали по нему за это время, что Вы его любите, поинтересоваться, что с ним произошло за это время. Ведь именно в первые минуты встречи ребенок выдает все, что его волнует БОЛЬШЕ всего. Вот небольшой алгоритм, как это сделать:
- Обнимите ребенка и прижмите к себе;
- Опуститесь на его уровень (глаза должны быть на одном уровне);
- Спросите:
- как прошел день?
-что ему понравилось за день больше всего.
-узнайте что его огорчило.
-с кем он сегодня играл и во что?
- Выслушайте и поддержите беседу.
И только после этого двигайтесь дальше.